The Management by Objectives in small and medium enterprises management at development of the Institute for protection of entrepreneurs' rights in the Russian Federation
Download PDF | Downloads: 17
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 24 / December, 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The article provides a mechanism for Management by Objectives in development of small and medium enterprises.
Keywords: small and medium enterprises, management by objectives, Commissioner for entrepreneurs' rights protection
Достижение предельного роста в 6–7% ВВП с точки зрения технологического и производственного потенциала российской экономики возможно при условии стабилизации хозяйственных отношений и повышения национального благосостояния, которые находятся в прямой зависимости от развития предпринимательского сектора экономики. Не случайно среди основных факторов, определяющих возможное успешное сопротивление рецессии, руководством Минэкономразвития называются улучшение предпринимательского климата и развитие малого бизнеса.
Нет другого инструмента, кроме государственных программ
Ситуация в российской и глобальной экономике ставит экономическую и бюджетную политику перед новыми вызовами. Основанная на высоких темпах экономического развития и растущих ценах на ресурсы модель постоянного роста бюджетных расходов исчерпала свои возможности [1].
На Коллегии Министерства Экономического развития было подчеркнуто, что «…сегодня в распоряжении Правительства нет другого инструмента, кроме государственных программ, который позволил бы осуществить маневр финансовыми ресурсами, жестко увязав его с целевыми ориентирами, сроками и ответственностью ведомств за достижение поставленных целей. А без этого маневра структурная модернизация, как и ускорение роста, останется несбыточной мечтой» [2].
Правительством Российской Федерации проводится работа по созданию системы стратегического управления рисками изменения экономической ситуации и развитием, механизм которой формируется на основе государственных программ.
Программы должны стать ключевым звеном, с помощью которого, с одной стороны, увязываются стратегическое и бюджетное планирование. С другой стороны, необходимо не просто механически передать в бизнес-среду различные ресурсы, а обеспечить создание правовых и экономических условий для выживания, роста и развития сектора МСП в современных условиях очевидной рецессии.
В соответствии с российским законодательством «идеология» государственной поддержки сектора МСП формируется на федеральном уровне. В то время как региональные органы власти и муниципальные образования, являющиеся, по сути, уровнем наиболее близким к малым и средним предпринимательским структурам, имеют значительно меньше возможностей для их поддержки. Эффективность реализации программ этих уровней во многом будет определяться тем, насколько федеральные органы власти проводят в жизнь изменения, заметным образом корректирующие институциональную среду для деятельности МСП и в тех сферах, к которым малое и среднее предпринимательство особенно чувствительно.
Неблагоприятные тенденции в секторе малого и среднего предпринимательства, приводящие к росту теневого сектора, предопределяют необходимость реализации специальных мер, направленных не только на поддержку малых и средних компаний, но и на создание условий для сокращения неформальной занятости населения.
В текущем году Минэкономразвития России продолжило реализацию Федеральной финансовой программы поддержки МСП, которая «работает» с 2005 г. и является важнейшим элементом системы развития предпринимательства. Средства целевым образом на конкурсной основе распределяются между регионами на мероприятия соответствующих региональных программ и направляются на реализацию:
– «прямых» мер финансовой поддержки в форме субсидий субъектам МСП;– «непрямых» мер поддержки в форме создания или обеспечения дальнейшей деятельности объектов инфраструктуры поддержки МСП, в том числе имущественной, финансовой.
Ежегодно по результатам мониторинга Минэконом развития России общее количество получателей по Программе составляет порядка 200 тыс. [3] И если раньше эксперты отмечали перекос в сторону прямого финансирования, который отличал рассматриваемую нами программу, и очевидное отсутствие баланса между финансовыми и нефинансовыми инструментами поддержки МСП, то в мероприятиях 2013 г. очевидны другие акценты.
Усиление государственного внимания к инфраструктурной поддержке предпринимательства
Характерной чертой нынешнего периода является усиление государственного внимания к инфраструктурной поддержке предпринимательства – как государственной, так и негосударственной. Приоритетным является всестороннее стимулирование различных форм инфраструктуры [4]. При объеме финансирования почти 22 млрд рублей в год и региональной «добавке» в 10 млрд рублей 45% средств выделяется на создание и развитие инфраструктуры, а 50 % – это прямые субсидии предпринимателям.
Приоритеты для финансирования этого года:
– развитие предпринимательской инициативы и содействие вовлечению в предпринимательство, в том числе гранты для начинающих;
– перевооружение и модернизация производства, в том числе поддержка лизинга малых компаний и инновационных компаний в целом;
– расширение доступа к финансовым ресурсам, в том числе развитие микрофинансовых организаций, капитализация гарантийных фондов;
– создание и развитие объектов инфраструктуры, в том числе инновационной, создание объектов имущественной поддержки.
Минэкономразвития России в 2013 г. предоставлено финансирование по этим направлениям в общей сумме 19,8 млрд рублей (см. табл. 1) принявшим участие в конкурсе 82 субъектам Российской Федерации (за исключением Еврейской АО) [4].
Изменения в государственном векторе приоритетов соответствуют логике глубинных изменений в экономике, вызванных системным экономическим кризисом. Они оказывают значительное влияние на сферу МСП и обуславливают острую необходимость на данном этапе дополнения методов и подходов к стимулированию, которые применялись ранее, новыми инструментами, направленными в большей степени на совершенствование институциональной среды.
Методологически правильным и выверенным представляется подход, при котором доказавшие свою эффективность приоритетные направления программы – и, в первую очередь, развитие продемонстрировавшей мультипликативный эффект инфраструктуры – будут дополнены новыми решениями, зарекомендовавшими себя в государственном регулировании экономик других стран.
В настоящее время особенно важно учитывать необходимость всесторонней поддержки инфраструктуры. Организации инфраструктуры поддержки предпринимательства, являясь, по сути, хозяйствующими субъектами, имеют в качестве основной цели своей деятельности помощь в реализации программ органов государственной власти, посредством которых государство решает задачу не простого «механического» направления в сектор МСП в соответствии с законодательством имеющихся в его распоряжении ресурсов, а именно обеспечения процессов формирования благоприятной предпринимательской среды.
Необходимость введения системы уполномоченных по защите прав предпринимателей
В прошедшем году одним из важнейших событий в системе государственной поддержки бизнеса экспертное сообщество считает появление новой должности – Уполномоченного по защите прав предпринимателей в качестве новой составляющей Президентской вертикали и становление института уполномоченных в Российской Федерации в целом. В соответствии с Указом Президента РФ В.В. Путина от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» был создан институт уполномоченного по защите прав предпринимателей, осуществляющий свою деятельность на федеральном и региональном уровнях.
Необходимость введения системы уполномоченных по защите прав предпринимателей в нашем государстве назрело давно. В этой сфере очень много проблем. Зачастую они связаны с пробелами в действующем законодательстве и недостаточностью нормативно-правовой базы. Очень часто предпринимательское сообщество жалуется на коррупцию, на необоснованное, по их мнению, чрезмерное «внимание» правоохранительных структур, на рейдерские атаки. Особенно страдает от негативных проявлений российский малый и средний бизнес.
Процентное соотношение обращений, по данным аппарата Уполномоченного, отражает общую картину с нарушением прав предпринимателей и правоприменительной практикой в стране. Российский малый и средний бизнес – это самая массовая и самая незащищенная часть Российского предпринимательства. У него больше всего проблем и к нему больше всего претензий со стороны контрольно-надзорных органов. До 90% предпринимателей РФ – именно такие предприниматели. В этой связи именно сектор МСП начал активнее других пользоваться этим новым для России Институтом, направляя в его адрес жалобы на коррупцию, административные барьеры, принятие нормативных актов, ухудшающих положение предпринимателей. Предприниматели ведут активные споры с администрациями по поводу аренды земли, аренды государственного (муниципального) имущества. В почте Омбудсмена – жалобы на налогообложение, банкротство, рейдерские захваты, в том числе с использованием органов власти.
Аналогично опыту других стран бизнес-омбудсмен в России является государственным служащим, органично вписывающимся в систему инфраструктуры поддержки бизнеса. С одной стороны, это расширяет его полномочия в деятельности, направленной на решение проблем бизнеса административного характера. С другой – существует риск общего недоверия к органам власти и его влияния на отношение к новому институту самими предпринимателями. При этом в соответствии с поручение, данными Президентом РФ на Государственном совете 27 декабря 2012 г., «следует обеспечить быстрое, беспрепятственное и, главное, открытое рассмотрение жалоб предпринимателей на необоснованные действия органов власти» [6].
Вывод
Создание самостоятельной новой для нашей страны государственной структуры, обеспечивающей защиту прав и интересов малого и среднего предпринимательства, находясь, по сути, в процессе становления, призвано решать поставленные перед ней задачи на качественно новом уровне.
Страница обновлена: 15.06.2025 в 05:18:32