The Management by Objectives in small and medium enterprises management at development of the Institute for protection of entrepreneurs' rights in the Russian Federation

Anna Palagina

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 24 / December, 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article provides a mechanism for Management by Objectives in development of small and medium enterprises.

Keywords: small and medium enterprises, management by objectives, Commissioner for entrepreneurs' rights protection



Достижение предельного роста в 6–7% ВВП с точки зрения технологического и производственного потенциала российской экономики возможно при условии стабилизации хозяйственных отношений и повышения национального благосостояния, которые находятся в прямой зависимости от развития предпринимательского сектора экономики. Не случайно среди основных факторов, определяющих возможное успешное сопротивление рецессии, руководством Минэкономразвития называются улучшение предпринимательского климата и развитие малого бизнеса.

Нет другого инструмента, кроме государственных программ

Ситуация в российской и глобальной экономике ставит экономическую и бюджетную политику перед новыми вызовами. Основанная на высоких темпах экономического развития и растущих ценах на ресурсы модель постоянного роста бюджетных расходов исчерпала свои возможности [1].

На Коллегии Министерства Экономического развития было подчеркнуто, что «…сегодня в распоряжении Правительства нет другого инструмента, кроме государственных программ, который позволил бы осуществить маневр финансовыми ресурсами, жестко увязав его с целевыми ориентирами, сроками и ответственностью ведомств за достижение поставленных целей. А без этого маневра структурная модернизация, как и ускорение роста, останется несбыточной мечтой» [2].

Правительством Российской Федерации проводится работа по созданию системы стратегического управления рисками изменения экономической ситуации и развитием, механизм которой формируется на основе государственных программ.

Программы должны стать ключевым звеном, с помощью которого, с одной стороны, увязываются стратегическое и бюджетное планирование. С другой стороны, необходимо не просто механически передать в бизнес-среду различные ресурсы, а обеспечить создание правовых и экономических условий для выживания, роста и развития сектора МСП в современных условиях очевидной рецессии.

В соответствии с российским законодательством «идеология» государственной поддержки сектора МСП формируется на федеральном уровне. В то время как региональные органы власти и муниципальные образования, являющиеся, по сути, уровнем наиболее близким к малым и средним предпринимательским структурам, имеют значительно меньше возможностей для их поддержки. Эффективность реализации программ этих уровней во многом будет определяться тем, насколько федеральные органы власти проводят в жизнь изменения, заметным образом корректирующие институциональную среду для деятельности МСП и в тех сферах, к которым малое и среднее предпринимательство особенно чувствительно.

Неблагоприятные тенденции в секторе малого и среднего предпринимательства, приводящие к росту теневого сектора, предопределяют необходимость реализации специальных мер, направленных не только на поддержку малых и средних компаний, но и на создание условий для сокращения неформальной занятости населения.

В текущем году Минэкономразвития России продолжило реализацию Федеральной финансовой программы поддержки МСП, которая «работает» с 2005 г. и является важнейшим элементом системы развития предпринимательства. Средства целевым образом на конкурсной основе распределяются между регионами на мероприятия соответствующих региональных программ и направляются на реализацию:

– «прямых» мер финансовой поддержки в форме субсидий субъектам МСП;– «непрямых» мер поддержки в форме создания или обеспечения дальнейшей деятельности объектов инфраструктуры поддержки МСП, в том числе имущественной, финансовой.

Ежегодно по результатам мониторинга Минэконом развития России общее количество получателей по Программе составляет порядка 200 тыс. [3] И если раньше эксперты отмечали перекос в сторону прямого финансирования, который отличал рассматриваемую нами программу, и очевидное отсутствие баланса между финансовыми и нефинансовыми инструментами поддержки МСП, то в мероприятиях 2013 г. очевидны другие акценты.

Усиление государственного внимания к инфраструктурной поддержке предпринимательства

Характерной чертой нынешнего периода является усиление государственного внимания к инфраструктурной поддержке предпринимательства – как государственной, так и негосударственной. Приоритетным является всестороннее стимулирование различных форм инфраструктуры [4]. При объеме финансирования почти 22 млрд рублей в год и региональной «добавке» в 10 млрд рублей 45% средств выделяется на создание и развитие инфраструктуры, а 50 % – это прямые субсидии предпринимателям.

Приоритеты для финансирования этого года:

– развитие предпринимательской инициативы и содействие вовлечению в предпринимательство, в том числе гранты для начинающих;

– перевооружение и модернизация производства, в том числе поддержка лизинга малых компаний и инновационных компаний в целом;

– расширение доступа к финансовым ресурсам, в том числе развитие микрофинансовых организаций, капитализация гарантийных фондов;

– создание и развитие объектов инфраструктуры, в том числе инновационной, создание объектов имущественной поддержки.

Минэкономразвития России в 2013 г. предоставлено финансирование по этим направлениям в общей сумме 19,8 млрд рублей (см. табл. 1) принявшим участие в конкурсе 82 субъектам Российской Федерации (за исключением Еврейской АО) [4].

Изменения в государственном векторе приоритетов соответствуют логике глубинных изменений в экономике, вызванных системным экономическим кризисом. Они оказывают значительное влияние на сферу МСП и обуславливают острую необходимость на данном этапе дополнения методов и подходов к стимулированию, которые применялись ранее, новыми инструментами, направленными в большей степени на совершенствование институциональной среды.

Методологически правильным и выверенным представляется подход, при котором доказавшие свою эффективность приоритетные направления программы – и, в первую очередь, развитие продемонстрировавшей мультипликативный эффект инфраструктуры – будут дополнены новыми решениями, зарекомендовавшими себя в государственном регулировании экономик других стран.

В настоящее время особенно важно учитывать необходимость всесторонней поддержки инфраструктуры. Организации инфраструктуры поддержки предпринимательства, являясь, по сути, хозяйствующими субъектами, имеют в качестве основной цели своей деятельности помощь в реализации программ органов государственной власти, посредством которых государство решает задачу не простого «механического» направления в сектор МСП в соответствии с законодательством имеющихся в его распоряжении ресурсов, а именно обеспечения процессов формирования благоприятной предпринимательской среды.

Необходимость введения системы уполномоченных по защите прав предпринимателей

В прошедшем году одним из важнейших событий в системе государственной поддержки бизнеса экспертное сообщество считает появление новой должности – Уполномоченного по защите прав предпринимателей в качестве новой составляющей Президентской вертикали и становление института уполномоченных в Российской Федерации в целом. В соответствии с Указом Президента РФ В.В. Путина от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» был создан институт уполномоченного по защите прав предпринимателей, осуществляющий свою деятельность на федеральном и региональном уровнях.

Необходимость введения системы уполномоченных по защите прав предпринимателей в нашем государстве назрело давно. В этой сфере очень много проблем. Зачастую они связаны с пробелами в действующем законодательстве и недостаточностью нормативно-правовой базы. Очень часто предпринимательское сообщество жалуется на коррупцию, на необоснованное, по их мнению, чрезмерное «внимание» правоохранительных структур, на рейдерские атаки. Особенно страдает от негативных проявлений российский малый и средний бизнес.

Процентное соотношение обращений, по данным аппарата Уполномоченного, отражает общую картину с нарушением прав предпринимателей и правоприменительной практикой в стране. Российский малый и средний бизнес – это самая массовая и самая незащищенная часть Российского предпринимательства. У него больше всего проблем и к нему больше всего претензий со стороны контрольно-надзорных органов. До 90% предпринимателей РФ – именно такие предприниматели. В этой связи именно сектор МСП начал активнее других пользоваться этим новым для России Институтом, направляя в его адрес жалобы на коррупцию, административные барьеры, принятие нормативных актов, ухудшающих положение предпринимателей. Предприниматели ведут активные споры с администрациями по поводу аренды земли, аренды государственного (муниципального) имущества. В почте Омбудсмена – жалобы на налогообложение, банкротство, рейдерские захваты, в том числе с использованием органов власти.

Аналогично опыту других стран бизнес-омбудсмен в России является государственным служащим, органично вписывающимся в систему инфраструктуры поддержки бизнеса. С одной стороны, это расширяет его полномочия в деятельности, направленной на решение проблем бизнеса административного характера. С другой – существует риск общего недоверия к органам власти и его влияния на отношение к новому институту самими предпринимателями. При этом в соответствии с поручение, данными Президентом РФ на Государственном совете 27 декабря 2012 г., «следует обеспечить быстрое, беспрепятственное и, главное, открытое рассмотрение жалоб предпринимателей на необоснованные действия органов власти» [6].

Вывод

Создание самостоятельной новой для нашей страны государственной структуры, обеспечивающей защиту прав и интересов малого и среднего предпринимательства, находясь, по сути, в процессе становления, призвано решать поставленные перед ней задачи на качественно новом уровне.


Страница обновлена: 15.06.2025 в 05:18:32